- ИНТЕРНЕТ
- (от англ. Internet: inter — между и net — сеть) — всемирная система компьютеров, локальных сетей, серверов, добровольно объединенных между собой в одну распределенную по планете сеть, служащую для обмена информацией.
Прототип интернета был создан в 1960-е гг. учеными США как средство связи между американскими противоракетными радиолокационными станциями. В прототип был заложен принцип устойчивости интернета к нарушениям связи между узлами: каждый узел был соединен с несколькими другими, и выход из строя одного узла, например, в результате ядерного удара, не приводил к потере связи между остальными. Данный принцип работает и в настоящее время, когда маршрут передачи информации в интернете формируется автоматически, принимая во внимание работу и загруженность различных сегментов сети.
В 1959 г., в ответ на запуск Советским Союзом искусственного спутника Земли, в США было создано Военное агентство передовых исследовательских проектов (DARPA) Министерства обороны США. В 1969 г. по заказу DARPA (к тому времени переименованного в ARPA) компанией Bolt, Beranek&Newman (BBN) была разработана сеть ARPANET, которая объединила ряд университетов, военных организаций и их подрядчиков.
Первый сервер ARPANET был установлен 1 сентября 1969 г. в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). Компьютер Honeywell-516 имел 12 КБ оперативной памяти. Первоначально система предоставляла пользователям возможность лишь запустить ту или иную программу на удаленном компьютере, но уже вскоре появились технологии передачи файлов и обмена электронными письмами. ARPANET создавалась с целью помочь исследователям в обмене информацией, а также для отработки методов поддержания связи в случае ядерного нападения.
В 1983 г. Агентство связи Министерства обороны США приняло решение об использовании на всех узловых машинах ARPANET протоколов TCP/IP, что позволило добавлять к сети шлюзы и подсоединять к ней новые сети и впоследствии сделало возможным развитие интернета как глобальной сети. Однако уже через год у ARPANET появился серьезный соперник — обширная межуниверситетская сеть NSFNet, созданная Национальным научным фондом США (NSF) и имевшая гораздо большую пропускную способность. Всего за год к этой сети подключились около 10 тыс. компьютеров.
В 1990 г. сеть ARPANET, проиграв в конкурентной борьбе NSFNet, прекратила свое существование. В марте 1989 г. британский физик-ядерщик Тим Бернерс-Ли предложил руководству Европейского совета по ядерным исследованиям (CERN) концепцию системы World Wide Web (WWW), которая объединила бы все информационные ресурсы CERN на основе интуитивно понятной концепции гиперссылок и переходов без единой центральной базы данных. В течение двух последующих лет Т. Бернерс-Ли разработал также протокол HTTP, язык HTML и технологию URL (универсальный локатор ресурса). В 1991 г. Всемирная паутина стала общедоступна в интернете, а уже в 1995 г. гипертекстовый протокол HTTP обогнал по трафику протокол пересылки файлов FTP. С тех пор термином «интернет» в обиходе все чаще называли не физическую сеть соединенных между собой компьютеров, а базирующуюся на ней Всемирную паутину и доступную в ней информацию — «документарную вселенную», фрагменты которой связаны между собой перекрестными ссылками.
Как и многие изобретения в области хай-тек, интернет прошел путь развития от секретной технологии, используемой военными, до доступного всем обыденного явления. В разные периоды основными пользователями интернета были военные, ученые, студенты, программисты, крупные коммерческие организации, обычные люди, не связанные с компьютерами профессионально.
В Россию интернет пришел в 1990 г. В этом году сотрудники Института атомной энергии им. Курчатова организовали сеть Relcom, к которой уже к концу года были подключены около 30 организаций. Первоначально сеть использовалась исключительно для обмена электронной почтой. В феврале 1991 г. Relcom осуществила между Москвой и Барнаулом первое в СССР модемное соединение с использованием базового протокола TCP/IP, с помощью которого можно пользоваться не только электронной почтой, но и другими сервисами интернета. В дни путча (19–21 августа 1991 г.) по электронной почте из России рассылались сообщения независимых информагентств и свидетельства очевидцев. По словам одного из пионеров интернета в России А. Солдатова, именно в те дни, когда были отрезаны все другие линии связи, россияне смогли по-настоящему оценить преимущества интернета.
19 сентября 1990 г. в базе данных международного сетевого информационного центра InterNIC зарегистрирован домен первого уровня .SU.
Именно эта дата официально считается днем рождения интернета в России. В том же 1990 г. при финансовой поддержке американской Ассоциации за прогрессивные коммуникации была основана компания «Гласнет» (Glasnost Network), которая обеспечивала электронной почтой, а впоследствии и доступом к WWW негосударственные организации, правозащитников, учителей и экологов. Цели преследовались, прежде всего, политические: подразумевалось, что для создания открытого общества необходим открытый обмен информацией.
В 1993 г. начались программы фондов Дж. Сороса (1993–2001), целью которых также была «организация гражданского общества» и пропаганда глобализма в нашей стране. С 4 декабря 1993 г. на основании соглашения «О порядке администрирования зоны .RU» координацией российского сегмента интернета занялся Российский институт развития общественных сетей (РОСНИИРОС), и по сей день сохраняющий прибыльную монополию на регистрацию доменов в зонах .SU и .RU.
Первый домен в зоне .RU был зарегистрирован 17 марта 1994 г.
Конец XX в. был отмечен стремительным ростом популярности интернета: число как веб-серверов, так и абонентов интернета удваивалось каждые 6 месяцев. Если в 1996 г. в России насчитывалось всего 384 тыс. постоянных пользователей интернета, то в середине 1998 г. уже 1,2 млн. В 2008 г. их число достигло 40 млн. Всего же в мире интернет «обжило» более 1 млрд человек.
Основным элементом интернета в настоящее время является вебсайт — набор связанных между собой ссылками страниц, расположенных на одном компьютере-сервере и имеющих общий адрес. Веб-сайт может принадлежать как компании и организации, так и частному лицу. Процедура создания и регистрации сайта настолько проста, что в сутки в интернете появляется несколько тысяч новых сайтов и миллионы страниц, содержащих текст, картинки, видео- и аудиофайлы.
Не существует ни одной организации, управляющей интернетом. Интернет не принадлежит какому-либо государству, компании или частному лицу, хотя у локальных сетей и телекоммуникационного оборудования, составляющего физическую базу интернета, владельцы, безусловно, есть. Так, в России значительная часть интернет-каналов принадлежит компании «Ростелеком».
В интернете нет цензуры (кроме таких стран как Китай, Северная Корея, Ливия и т. п., которые ограничивают доступ к некоторым сайтам и сегментам сети для своих граждан).
Интернет постоянно развивается. Появляются и становятся доступными все новые и новые услуги, предоставляемые с помощью интернета, варианты его использования.
Различают следующие основные ресурсы интернета:
1. Информационные. Интернет в настоящее время содержит огромный объем информации, большая часть которой находится в свободном доступе. В интернете можно найти буквально все — от кулинарного рецепта до технологии изготовления ядерной бомбы. Однако достоверность этой информации негарантированна из-за некомпетентности источников информации, случайного, а зачастую и намеренного ее искажения.
2. Коммерческие. Большинство крупных и множество небольших компаний-производителей имеют «представительство» в интернете, используемое как канал распространения рекламной и проч. информации среди потребителей. Многие из них имеют т. н. интернет- или вебмагазины. После сокрушительного обвала сетевых проектов 2000–02 гг. электронная коммерция вновь считается одним из самых перспективных видов бизнеса. Крупнейшие банки мира — Deutsche Bank и Bank of New York — проводят через интернет до 80% всех платежей. За первые 6 лет существования электронной коммерции (1995–2001) количество покупателей на виртуальном рынке возрос ло в миллионы раз — факт, не имеющий прецедентов в экономической истории! Сегодня с помощью интернета можно купить практически все — от пиццы до завода.
3. Коммуникационные. Интернет предоставляет каналы связи, используемые как частными лицами, так и организациями. Наиболее известные из них — электронная почта, чат, форумы, интернет-телефония. По статистике в США по электронной почте передается более половины всей деловой переписки между компаниями. А общий объем электронной почты во всем мире — сотни миллионов писем в сутки. Набирает популярность интернеттелефония. Например, компания Skype предоставляет возможность осуществлять очень дешевые или бесплатные звонки по всему миру, не пользуясь обычными телефонами — все звонки передаются по сетям интернет.
4. Развлекательные. В интернете можно найти множество развлечений — сайты, содержащие анекдоты, эротические фотографии, информацию по различным хобби, библиотеки книг, музыки, фильмов и т. д. С помощью интернета организуются сеансы многопользовательских игр, когда в одной игре участвуют жители разных стран и континентов. Существуют сайты, дающие возможность жить в выдуманных, виртуальных мирах, управляя своим героем — «аватарой» (см. Эскапизм). Развлекательное направление использования интернета — одно из самых развитых и в плане количества ресурсов, и в плане извлекаемых прибылей.
5. Сервисные. Данные ресурсы предоставляют услуги, помогающие пользоваться интернетом. Самые распространенные и посещаемые — поисковые сайты, например, Google. Существуют сайты-каталоги страниц интернета, сайты компаний, предоставляющих услуги хостинга — размещения веб-сайтов в интернете.
Все процессинговые компании — владельцы платежных карточных систем (Visa, Master Card и др.) предоставляют услуги on-line платежей. В интернете существуют и независимые платежные системы, такие как Webmoney.
Цели создания веб-сайтов различны, однако могут быть сведены к следующим группам: коммерческие — веб-магазины, предоставление платной информации и услуг, реклама, включая скрытую; политические — доведение информации нужным группам населения, организация акций и кампаний, реклама; личные — в основном, жажда известности или желание расширить круг своих знакомств.
С конца 1990-х гг. интернет активно используется для обнародования тех или иных сведений, оповещения о событиях, публикации аналитических материалов и комментариев, связей с общественностью, т. е. является физической основой для существования сетевых СМИ самого широкого спектра.
В 1999–2000 гг. в России разгорелась серьезная дискуссия о том, следует ли относить к СМИ все веб-сайты, существующие в русском секторе сети. Поводом к дискуссии стала публикация в ряде сетевых ресурсов агитационных материалов и данных exit polls на парламентских выборах 19 декабря 1999 г., в связи с чем председатель Центризбиркома А. Вешняков заявил, что следует рассматривать как СМИ всю глобальную компьютерную сеть, распространяя на нее все ограничения, которые законодательно налагаются на СМИ в связи с освещением выборов. Позднее, 23 марта 2000 г., ЦИК все же официально признал существование «сайтов, размещенных в глобальной компьютерной сети интернет, которые не являются средствами массовой информации в смысле Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”».
Другая попытка отнести к СМИ практически все ресурсы Рунета — уже с точки зрения необходимости их государственного лицензирования и установления регистрационного сбора — исходила от Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Впрочем, никаких юридических последствий не повлекла за собой и она.
Четкого правового статуса у сетевых СМИ не имеется и по сию пору. Любопытным явлением в развитии интернета стал т. н. Web 2.0 (термин предложен в 2005 г. известным издателем Тимом О’Рейли). Успешнейшие проекты этого формата, появившиеся на фоне кризиса сугубо коммерческих интернет-проектов — Wikipedia, YouTube, Flickr, LiveJournal и др. — наиболее яркие примеры нового поколения интернет-сервисов, базирующихся на принципах открытости, доступности, кооперации, интерактивности. Именно использование «коллективного разума», по мнению О’Рейли, является ключевой характеристикой Web 2.0, превращающей всемирную сеть «в некое подобие глобального мозга».
Web 2.0 открыл новую парадигму ведения бизнеса в интернете, когда веб-сайты предоставляют свои услуги или информацию бесплатно, получая прибыль за счет рекламы или, как в случае с Google, сами становятся крупнейшими рекламными агентами. По оценкам, рекламный рынок интернета измеряется десятками млрд долларов США. В ближайшее время ожидается, что объем рекламных бюджетов интернета и печатных изданий сравняется.
Интернет является продуктом и одновременно одним из инструментов глобализации. Ускоряя процесс стандартизации культурных ценностей, интернет, с одной стороны, нивелирует многие самобытные культуры, с другой же способствует формированию «племен», объединенных каким-либо узким интересом (см. Трайбализм). Вместе с тем, интернет безусловно важнейший на сегодня фактор приобщения к мировой культуре, обмена информацией, ускорения различных транзакций.
Обеспечение свободным доступом в сеть интернет более половины школ России является частью национального проекта в области образования.
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.